Атлас потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья
Центром психологии и инклюзивного образования в январе 2021г. было проведено исследование, направленное на выявление актуальных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с целью разработки мероприятий по их удовлетворению и реализации.
В исследовании приняли участие 32 студента со следующими нарушениями здоровья: нарушения зрения – 6 чел.; нарушения слуха – 3 чел.; нарушения опорно-двигательного аппарата – 6 чел.; диабет – 8 чел.; другие соматические заболевания – 9 чел.
Анализ и интерпретация результатов исследования позволил выявить трудности, которые возникают у студентов с ОВЗ, в связи с обучением в университете. Сами трудности являются следствием того, что в университете не в полном объёме созданы условия для удовлетворения особых образовательных потребностей студентов.
Названные в ходе исследования трудности, были разделены на две группы: в первую - вошли трудности, выявленные у всех студентов, независимо от вида нарушения здоровья; во вторую группу были включены трудности в зависимости от вида нарушения здоровья.
В Атлас потребностей включено описание всех трудностей, с которыми сталкиваются студенты с ОВЗ в процессе обучения, а также разработанные Центром психологии и инклюзивного образования способы их устранения.
- На сайте КРУ нет информации для абитуриентов и студентов с ОВЗ, о льготах и мерах поддержки, которые предоставляются университетом.
- Ввести на сайт университета актуальную для студентов с ОВЗ информацию по вопросам поступления, организации учебного процесса и специальных условий.
- Доработать дизайн и контент сайта «Инклюзивное образование», систематизировав информацию для абитуриентов и студентов с ОВЗ.
- Центр психологии и инклюзивного образования.
- Несформированность у преподавателей инклюзивной культуры и инклюзивной компетентности, обеспечивающей безбарьерное общение.
- Организация дополнительного образования и обучающих семинаров для ППС, направленных на формирование инклюзивной культуры.
- Организация методических семинаров направленных на формирование у ППС навыков разработки учебно-методической продукции, адаптированной под особые образовательные потребности студентов с ОВЗ.
- Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
- Управление по академической работе.
- Студенты предлагают ввести следующие факультативные дисциплины: «Социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ к обучению в университете», «Возможности университета для студентов с ОВЗ», «Компьютерная грамотность для студентов с ОВЗ».
- В план работы Центра психологии и инклюзивного образования в раздел мероприятия по адаптации студентов включить предложения названные студентами с ОВЗ.
- Согласовать с другими вузами РК и региональными ресурсными центрами для лиц с инвалидностью возможность проведения адаптационных онлайн-курсов для студентов с ОВЗ.
- Центр психологии и инклюзивного образования.
- Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
- Студенты с ОВЗ обратили внимание на барьеры архитектурной среды и неприспособленность инфраструктуры университета под их нужды и потребности.
- Ректорату целенаправленно работать над созданием безбарьерной среды и инфраструктуры университета, соответствующей потребностям студентам с ОВЗ.
- Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
- Студенты испытывают затруднения в своевременном участии во всех мероприятиях, связанных с учебным процессом и внеучебной деятельностью; а также отметили, что актуальную информацию иногда получают с опозданием.
- Согласовать вопрос об организации в Центре психологии и инклюзивного образования подструктуры социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ с привлечением волонтеров - преподавателей и студентов.
- Центр психологии и инклюзивного образования.
- Студенческий совет.
- На сайте университета нет информации для студентов с НОДА о доступности каждого здания и сооружения университета.
- На сайт университета разместить информацию о доступности для студентов с НОДА всех зданий и сооружений, разработав карту доступности.
- Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
- Управление информатизации.
- Студенты с нарушением слуха нуждаются в таких формах учебных занятий, которые позволяют им быть активными участниками по средствам использования технических средств и снятия барьеров восприятия информации.
- Организовать дополнительное обучение ППС формам организации учебного процесса для студентов с нарушением слуха с использованием специальных технических средств.
- Оснастить учебные аудитории вспомогательными техническими средствами.
- Оснастить колл –центр индивидуальными техническими средствами для студентов с нарушением слуха.
- Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
- Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
- Преподаватели уклоняются от общения со студентами с нарушением слуха по причине возникновения трудностей во взаимопонимании.
- Обучение преподавателей навыкам использования вспомогательных технических средств для слабослышащих студентов.
- Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
- В университете нет колл-центра, предоставляющего услуги временного пользования студентами с нарушением слуха необходимых технических средств.
- Координационному совету университета изучить вопрос о создании колл-центра для обеспечения студентов с нарушениями слуха индивидуальными техническими средствами.
- Координационный совет университета.
- Студенты нуждаются в том, чтобы материалы для занятий были предоставлены заранее и в доступном формате. Студенты претендуют на то, чтобы преподаватели имели навыки организации работы со слабовидящими.
- Организовать дополнительное обучение преподавателей работающих с со студентами с нарушением зрения по проблеме адаптации учебного процесса под их нужды.
- Оснастить учебные аудитории вспомогательными техническими средствами.
- Разработка методических рекомендаций для преподавателей по работе с студентами с нарушением зрения.
- Управление по академической работе.
- Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
- Компьютерные классы не оснащены программами экранного доступа для незрячих и слабовидящих студентов; на компьютерах университета часто отключен звук, что критично для студентов с нарушением зрения.
- Адаптировать к потребностям студентов онлайн-ресурсы университета для программ экранного доступа.
- Разработать регламент, согласно которому студенты с нарушением зрения получат возможность использования программ экранного доступа на всех компьютерах университета и доступа к звуковому сопровождению на любом компьютере в университете (через наушники).
- Оснастить специальным ПО компьютеры для слабовидящих и незрячих студентов.
- Управление информатизации.
- Для этой категории студентов необходимо организовать индивидуальное сопровождение в течение первого семестра для формирования навыков ориентировки в зданиях и возможности участия в массовых научных и воспитательных мероприятиях.
- Необходима адаптация указательных табличек, номеров аудиторий под нужды с студентов с нарушением зрения (шрифт Брайля, выпуклые цифры)
- Центру психологии и инклюзивного образования организовать совместно со студенческим советом на волонтерских началах индивидуальное сопровождение студентов с нарушениями зрения.
- Во всех корпусах университета адаптировать указатели и номера аудиторий под нужды студентов с нарушением зрения.
- Центр психологии и инклюзивного образования.
- Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
- Студенты хотели бы иметь возможность брать в университете во временное пользование индивидуальные вспомогательные технические средства (например, брайлевский дисплей, тактильный экран, органайзер для незрячих и т.п.).
- Необходима адаптация указательных табличек, номеров аудиторий под нужды с студентов с нарушением зрения (шрифт Брайля, выпуклые цифры)
- Координационному совету университета изучить вопрос о создании колл-центра для обеспечения студентов с нарушениями зрения индивидуальными техническими средствами.
- Координационный совет университета
- Студенты с диабетом и иными соматическими заболеваниями указывают на необходимость медпункта в их корпусах, оборудованного холодильником для хранения лекарств.
- Студенты просят более подробно и систематизировано представить на сайте университета информацию о доступных медпунктах.
- Организовать работу медицинских и санитарно-гигиенических пунктов во всех учебных корпусах, оснастив их в соответствии с нормативно-правовыми документами.
- Медицинскому центру совместно с Центром психологии и инклюзивного образования и студенческим советом на постоянной основе распространять информацию о правилах оказания первой медицинской помощи студентам с ОВЗ в критических ситуациях, использовать в этих целях электронные ресурсы.
- Провести работу по созданию отдельного блока / подраздела на сайте КРУ, посвященного медицинской помощи.
- Центр первичной медико-санитарной помощи.
- Пункты питания в университете не доступны для студентов с ОВЗ; в меню отсутствуют блюда для студентов с соматическими нарушениями здоровья.
- Студенты с ОВЗ и инвалидностью нуждаются в диетическом меню в столовых университета с учетом медицинских рекомендаций.
- Целенаправленно решать вопросы доступности пунктов питания для студентов со всеми видами нарушения здоровья.
- Заведующим пунктами питания при разработке меню включать блюда, для студентов с ОВЗ в соответствии медицинскими рекомендациями.
- Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
- каб. 106 - Центр психологии и инклюзивного образования.
Телефон: 51-11-63
E-mail: centrepsy_inclusion@mail.ru
каб. 229 - ОО «Доступное образование для студентов-инвалидов»
Телефон: +7-705-134-1976
E-mail: lvsark@mail.ru