Атлас потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья

Центром психологии и инклюзивного образования в январе 2021г. было проведено исследование, направленное на выявление актуальных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с целью разработки мероприятий по их удовлетворению и реализации.

В исследовании приняли участие 32 студента со следующими нарушениями здоровья: нарушения зрения – 6 чел.; нарушения слуха – 3 чел.; нарушения опорно-двигательного аппарата – 6 чел.; диабет – 8 чел.; другие соматические заболевания – 9 чел.

Анализ и интерпретация результатов исследования позволил выявить трудности, которые возникают у студентов с ОВЗ, в связи с обучением в университете. Сами трудности являются следствием того, что в университете не в полном объёме созданы условия для удовлетворения особых образовательных потребностей студентов.

Названные в ходе исследования трудности, были разделены на две группы: в первую - вошли трудности, выявленные у всех студентов, независимо от вида нарушения здоровья; во вторую группу были включены трудности в зависимости от вида нарушения здоровья.

В Атлас потребностей включено описание всех трудностей, с которыми сталкиваются студенты с ОВЗ в процессе обучения, а также разработанные Центром психологии и инклюзивного образования способы их устранения.

Общие трудности, присущие всем студентам, независимо от вида нарушения здоровья.
Получение информации о возможностях обучения студентов с ОВЗ в КРУ им. А. Байтурсынова.
Психологические барьеры, возникающие во взаимодействии студентов с ОВЗ с преподавателями, кураторами и сокурскниками.
Трудности адаптации студентов с ОВЗ к обучению в вузе.
Доступность зданий университета и прилегающих к ним территорий для некоторых студентов
Организационные проблемы по сопровождению студентов с ОВЗ в университете.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • На сайте КРУ нет информации для абитуриентов и студентов с ОВЗ, о льготах и мерах поддержки, которые предоставляются университетом.
Способы устранения
  • Ввести на сайт университета актуальную для студентов с ОВЗ информацию по вопросам поступления, организации учебного процесса и специальных условий.
  • Доработать дизайн и контент сайта «Инклюзивное образование», систематизировав информацию для абитуриентов и студентов с ОВЗ.
Ответственные за исполнение
  • Центр психологии и инклюзивного образования.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Несформированность у преподавателей инклюзивной культуры и инклюзивной компетентности, обеспечивающей безбарьерное общение.
Способы устранения
  • Организация дополнительного образования и обучающих семинаров для ППС, направленных на формирование инклюзивной культуры.
  • Организация методических семинаров направленных на формирование у ППС навыков разработки учебно-методической продукции, адаптированной под особые образовательные потребности студентов с ОВЗ.
Ответственные за исполнение
  • Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
  • Управление по академической работе.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты предлагают ввести следующие факультативные дисциплины: «Социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ к обучению в университете», «Возможности университета для студентов с ОВЗ», «Компьютерная грамотность для студентов с ОВЗ».
Способы устранения
  • В план работы Центра психологии и инклюзивного образования в раздел мероприятия по адаптации студентов включить предложения названные студентами с ОВЗ.
  • Согласовать с другими вузами РК и региональными ресурсными центрами для лиц с инвалидностью возможность проведения адаптационных онлайн-курсов для студентов с ОВЗ.
Ответственные за исполнение
  • Центр психологии и инклюзивного образования.
  • Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты с ОВЗ обратили внимание на барьеры архитектурной среды и неприспособленность инфраструктуры университета под их нужды и потребности.
Способы устранения
  • Ректорату целенаправленно работать над созданием безбарьерной среды и инфраструктуры университета, соответствующей потребностям студентам с ОВЗ.
Ответственные за исполнение
  • Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты испытывают затруднения в своевременном участии во всех мероприятиях, связанных с учебным процессом и внеучебной деятельностью; а также отметили, что актуальную информацию иногда получают с опозданием.
Способы устранения
  • Согласовать вопрос об организации в Центре психологии и инклюзивного образования подструктуры социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ с привлечением волонтеров - преподавателей и студентов.
Ответственные за исполнение
  • Центр психологии и инклюзивного образования.
  • Студенческий совет.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Информации о доступной среде университета не в полной мере доступна студентам с нарушением зрения
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • На сайте университета нет информации для студентов с НОДА о доступности каждого здания и сооружения университета.
Способы устранения
  • На сайт университета разместить информацию о доступности для студентов с НОДА всех зданий и сооружений, разработав карту доступности.
Ответственные за исполнение
  • Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
  • Управление информатизации.
Для студентов с нарушениями слуха
Дефицит адаптированных под нужды студентов с нарушениями слуха форм учебных занятий.
Барьеры в общении с преподавателями на занятиях
Дефицит вспомогательных технических средств.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты с нарушением слуха нуждаются в таких формах учебных занятий, которые позволяют им быть активными участниками по средствам использования технических средств и снятия барьеров восприятия информации.
Способы устранения
  • Организовать дополнительное обучение ППС формам организации учебного процесса для студентов с нарушением слуха с использованием специальных технических средств.
  • Оснастить учебные аудитории вспомогательными техническими средствами.
  • Оснастить колл –центр индивидуальными техническими средствами для студентов с нарушением слуха.
Ответственные за исполнение
  • Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
  • Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Преподаватели уклоняются от общения со студентами с нарушением слуха по причине возникновения трудностей во взаимопонимании.
Способы устранения
  • Обучение преподавателей навыкам использования вспомогательных технических средств для слабослышащих студентов.
Ответственные за исполнение
  • Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • В университете нет колл-центра, предоставляющего услуги временного пользования студентами с нарушением слуха необходимых технических средств.
Способы устранения
  • Координационному совету университета изучить вопрос о создании колл-центра для обеспечения студентов с нарушениями слуха индивидуальными техническими средствами.
Ответственные за исполнение
  • Координационный совет университета.
Для студентов с нарушением зрения.
Формат используемых материалов.
Адаптация интернет-ресурсов и компьютеров.
Перемещение студентов с нарушением зрения по зданиям и прилегающим территориям университета.
Дефицит вспомогательных технических средств.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты нуждаются в том, чтобы материалы для занятий были предоставлены заранее и в доступном формате. Студенты претендуют на то, чтобы преподаватели имели навыки организации работы со слабовидящими.
Способы устранения
  • Организовать дополнительное обучение преподавателей работающих с со студентами с нарушением зрения по проблеме адаптации учебного процесса под их нужды.
  • Оснастить учебные аудитории вспомогательными техническими средствами.
  • Разработка методических рекомендаций для преподавателей по работе с студентами с нарушением зрения.
Ответственные за исполнение
  • Управление по академической работе.
  • Институт дистанционного обучения и дополнительного образования.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Компьютерные классы не оснащены программами экранного доступа для незрячих и слабовидящих студентов; на компьютерах университета часто отключен звук, что критично для студентов с нарушением зрения.
Способы устранения
  • Адаптировать к потребностям студентов онлайн-ресурсы университета для программ экранного доступа.
  • Разработать регламент, согласно которому студенты с нарушением зрения получат возможность использования программ экранного доступа на всех компьютерах университета и доступа к звуковому сопровождению на любом компьютере в университете (через наушники).
  • Оснастить специальным ПО компьютеры для слабовидящих и незрячих студентов.
Ответственные за исполнение
  • Управление информатизации.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Для этой категории студентов необходимо организовать индивидуальное сопровождение в течение первого семестра для формирования навыков ориентировки в зданиях и возможности участия в массовых научных и воспитательных мероприятиях.
  • Необходима адаптация указательных табличек, номеров аудиторий под нужды с студентов с нарушением зрения (шрифт Брайля, выпуклые цифры)
Способы устранения
  • Центру психологии и инклюзивного образования организовать совместно со студенческим советом на волонтерских началах индивидуальное сопровождение студентов с нарушениями зрения.
  • Во всех корпусах университета адаптировать указатели и номера аудиторий под нужды студентов с нарушением зрения.
Ответственные за исполнение
  • Центр психологии и инклюзивного образования.
  • Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты хотели бы иметь возможность брать в университете во временное пользование индивидуальные вспомогательные технические средства (например, брайлевский дисплей, тактильный экран, органайзер для незрячих и т.п.).
  • Необходима адаптация указательных табличек, номеров аудиторий под нужды с студентов с нарушением зрения (шрифт Брайля, выпуклые цифры)
Способы устранения
  • Координационному совету университета изучить вопрос о создании колл-центра для обеспечения студентов с нарушениями зрения индивидуальными техническими средствами.
Ответственные за исполнение
  • Координационный совет университета
Для студентов с другими нарушениями здоровья (диабет, эпилепсия, сколиоз и т.д.).
Организация медицинских и санитарно-гигиенических пунктов в учебных корпусах.
Организация питания студентов с другими нарушениями здоровья
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Студенты с диабетом и иными соматическими заболеваниями указывают на необходимость медпункта в их корпусах, оборудованного холодильником для хранения лекарств.
  • Студенты просят более подробно и систематизировано представить на сайте университета информацию о доступных медпунктах.
Способы устранения
  • Организовать работу медицинских и санитарно-гигиенических пунктов во всех учебных корпусах, оснастив их в соответствии с нормативно-правовыми документами.
  • Медицинскому центру совместно с Центром психологии и инклюзивного образования и студенческим советом на постоянной основе распространять информацию о правилах оказания первой медицинской помощи студентам с ОВЗ в критических ситуациях, использовать в этих целях электронные ресурсы.
  • Провести работу по созданию отдельного блока / подраздела на сайте КРУ, посвященного медицинской помощи.
Ответственные за исполнение
  • Центр первичной медико-санитарной помощи.
Проблема, выявленная в ходе опроса
  • Пункты питания в университете не доступны для студентов с ОВЗ; в меню отсутствуют блюда для студентов с соматическими нарушениями здоровья.
  • Студенты с ОВЗ и инвалидностью нуждаются в диетическом меню в столовых университета с учетом медицинских рекомендаций.
Способы устранения
  • Целенаправленно решать вопросы доступности пунктов питания для студентов со всеми видами нарушения здоровья.
  • Заведующим пунктами питания при разработке меню включать блюда, для студентов с ОВЗ в соответствии медицинскими рекомендациями.
Ответственные за исполнение
  • Департамент хозяйственного обеспечения и инфраструктуры.