Инклюзивная культура в высшем учебном заведении представляет собой систему взаимоотношений между
всеми участниками образовательного процесса (руководством вуза, профессорско-преподавательским
составом и обучающимися), функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов
инклюзивности.
Инклюзивная культура выражается в толерантном, гуманном, безопасном отношении людей друг к другу,
где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного
процесса, где ценность каждого является основой общих достижений.
Формирование инклюзивной культуры в университете способствует созданию психологически безопасной и
доброжелательной среды, что в целом,
положительно сказывается на нравственных, этических, социально-экономических показателях развития
нашего вуза.
Общие рекомендации профессорско-преподавательскому составу и студентам по взаимодействию с
людьми:
С инвалидностью и ОВЗ
С нарушением опорно-двигательного аппарата
С нарушением слуха
C людьми с нарушением зрения
Если Вы хотите оказать помощь спросите, необходима ли она и
как будет правильнее её оказать, если Вы что-то не поняли лучше уточните.
При общении с человеком, испытывающим трудности в общении
будьте внимательны и терпеливы, не заканчивайте его фразы, а также не притворяйтесь,
что поняли, если это не так.
Корректное общение предполагает знание речевого этикета,
регламентирующего использование определенных понятий.
Так, слово инвалид определяющий социальный статус человека,
как правило, используется только в нормативно правовых актах, а в повседневном общении
рекомендуется использовать фразы «человек с инвалидностью», «люди с ограниченными
возможностями здоровья». Считается некорректным использование слов: «глухой»,
«глухонемой» лучше заменить их на «неслышащий», «слабослышащий»; «человек с нарушением
слуха и/или речи» или «человек с инвалидностью по слуху».
Аналогично слово «слепой» также считается не корректным,
лучше заменить его на «человек с нарушением зрения», «незрячий» «слабовидящий» и другие
нейтральные варианты.
Более корректным вариантом к слову «колясочник» являются
фразы «человек на коляске» или «человек использующий кресло-коляску».
И главное о чем надо помнить, общаясь с людьми с ОВЗ, что
перед вами находятся в первую очередь «люди», а не их инвалидность. Такой подход
позволит не обидеть человека и выстроить с ним конструктивную коммуникацию.
При беседе с человеком, использующим инвалидную коляску или
костыли, постарайтесь расположится так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне.
Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете как
поступить в конкретной ситуации, спросите об этом своего собеседника. Главное, если Вы
стремитесь быть понятым –
Вас поймут.
Не смущайтесь, если использовали устоявшиеся выражения, такие
как: «Увидимся!», «Вы слышали об этом...?».
Не бойтесь шутить. Хорошая шутка поможет наладить общение и
разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно
так же уважайте его.
Существует несколько типов и степеней снижения слуха, при
которых способы общения могут отличаться. Если Вы не знаете, какой способ
предпочтительнее, лучше спросите у собеседника. Прежде чем заговорить с человеком, у
которого понижен слух, дайте знак, что Вы собираетесь ему что-то сказать – махните
рукой или прикоснитесь к его плечу или его руке.
Начинайте говорить только после того, как он обернётся и
посмотрит на
Вас, установите зрительный контакт. Договоритесь о способе общения.
Жестовый язык не всегда необходим в общении с человеком, у
которого снижен или отсутствует слух. Человек может уметь читать по губам, или
слышать только одним ухом. Иногда удобнее общаться письменно. В связи с этим
уточните, какой способ будет удобнее.
При необходимости сообщить информацию, включающую адрес,
телефонный номер, технические данные или сложный термин, – используйте переписку, если
человек демонстрирует плохое понимание словесного языка, то используйте как можно более
простые фразы. Убедитесь, что вся информация получена и понята собеседником.
При общении через переводчика жестового языка, обращайтесь к
самому собеседнику, а не к переводчику. Поддерживайте общение взглядами и мимикой.
Разговаривая с
человеком с нарушение слуха, смотрите прямо на него, – тогда он будет следить за
выражением Вашего лица, для
него это важно. Не затемняйте своё лицо, не загораживайте его.
Активно используйте выражение лица, жесты, телодвижения,
когда хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Следите за темпом своей речи, старайтесь говорить ясно и
четко. Не
нужно что-то излишне подчеркивать или кричать. Лучше смотреть собеседнику в лицо и
говорить ясно и медленно, используя простые фразы и избегать несущественных слов. Не
все слабослышащие умеют читать по губам, но виденье артикуляции в любом случае поможет
собеседнику Вас понять.
Не говорите слишком громко, снижение слуха часто
сопровождается повышением чувствительно к громким звукам. Если Вас просят что-то
повторить, попробуйте перефразировать своё предложение.
Будьте терпеливы. Даже если человек с нарушением слуха
пользуется слуховым
аппаратом, ему приходится нелегко. Будьте терпеливы и добродушны.
Не забывайте о важной роли среды общения. В больших и
многолюдных помещениях общаться труднее – часто мешают психологический дискомфорт,
яркое солнце или полумрак, посторонние шумы.
Обращайтесь к незрячему человеку только, подойдя к нему и
представившись. Тогда ему будет ясно, что говорят именно с ним. При спуске или подъеме
по ступенькам ведите незрячего человека поддерживая его за руку. Передвигайтесь без
рывков и резких движений, держите человека за свободную от трости руку. В переходе по
лестнице, остановитесь перед ступеньками и дайте знать, что Вы начинаете движение.
Трость – отличительный признак незрячего человека.
Помимо трости, незрячего человека может сопровождать собака-поводырь. Помните, собака
поводырь необычное домашнее животное, поэтому не трогайте ее, не отдавайте ей команды и
не играйте с ней.
Всегда спрашивайте, нужна ли человеку помощь и в случае, если
нужна, то уточните, какая именно и как правильнее будет её оказать.
Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а
направьте руку на спинку сиденья или подлокотник, чтобы он сам понял куда нужно сесть.
При входе в новое помещение, можно
кратко описать, что в нём находится, отметив явные невизуальные ориентиры.
Специальные рекомендации профессорско-преподавательскому составу по включению
студентов в образовательный процесс:
С нарушением слуха
С нарушением зрения
Познакомьтесь со студентом и узнайте о его предыдущем опыте
обучения, а также тактично поинтересуйтесь его возможностями работы с устной речью и
другими звуковыми компонентами. Используйте наглядные средства и примеры.
Если студент не понял задание, постарайтесь
переформулировать его более простым языком. Старайтесь предоставить материалы для
подготовки заранее и постарайтесь понятно артикулировать. Поскольку неслышащие и
слабослышащие студенты общаются в основном внутри своих сообществ, они чутко реагируют
на действия и реакции людей без нарушений слуха.
Будьте доброжелательны, постарайтесь организовать такую
образовательную среду, в которой студенты будут чувствовать, что их поддерживают и
помогают в личном росте.
Познакомьтесь со студентом лично и спросите его об опыте в
обучении. Узнайте о том, как был организован образовательный процесс, какие эффективные
решения уже были найдены. Это поможет избежать страха в общении и предупредить многие
вопросы.
Незрячие и слабовидящие студенты обучаются наравне со
зрячими. Отсутствие зрения не означает потери интеллектуальных способностей. Зачастую в
результате компенсации формируется сильная память, развитые навыки поиска информации,
богатое воображение и творческий подход к решению нестандартных проблем, умение
работать в условиях отсутствия информации или её дефицита.
Не стесняйтесь спросить у студента, что и в каких условиях он
может видеть. Узнайте у студента, как он работает с информацией, какие источники
информации для него доступны. Незрячие и слабовидящие студенты свободно пользуются
компьютером и смартфоном. Word, Skype, базовые функции Excel и PowerPoint, электронная
почта, социальные сети – перечень программ, которыми активно могут пользоваться
незрячие студенты. Доступность специальных программ проверяется в каждом индивидуальном
случае, для их освоения требуется чуть больше времени.
В учебном процессе необходимо использовать инструменты и
предметы для фиксации информации: Брайлеровский прибор и тетрадь. Их могут использовать
лишь студенты, владеющие шрифтом
Брайля (лишь около 30% всех незрячих). Скорость письма немного ниже, шрифт Брайля –
другой способ фиксации информации, а не другой язык, на нем могут быть записаны как
тексты, так и уравнения, математические выкладки. Наиболее
эффективные средства фиксации информации - компьютер и диктофон.
При работе с доской проговаривайте Ваши действия, которые
важны для усвоения материала: что вы записываете, куда указываете, какие жесты
совершаете.
При просмотре визуальных материалов постарайтесь
предоставить описание или тифло-комментарий видеоряда. Это может быть сделано в виде
группового анализа просмотренного и пересказа.
Работа в малых группах позволит студентам познакомиться друг
с другом, узнать о сильных и слабых сторонах друг друга, а также грамотно распределить
обязанности в ходе исполнения задания. Важно не снижать уровень сложности задания для
незрячих студентов. Типы заданий, с которыми успешно справляются незрячие студенты:
устные презентации, анализ невизуальных материалов (звуковой материал, аудиотекст или
материальный анализ).
Постарайтесь предоставить информацию заранее: тексты для
домашнего чтения, задания к семинарам. Это позволит незрячему студенты найти текст в
удобном для себя формате. Незрячие и слабовидящие студенты могут сдавать экзамены в
форме устной презентации, письменного ответа (на компьютере с использованием шрифта по
Брайлю).
Наши контакты
Адрес: г.Костанай, ул. Байтурсынов, 47, главный корпус.