Инклюзивная культура и этикет

Инклюзивная культура в высшем учебном заведении представляет собой систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса (руководством вуза, профессорско-преподавательским составом и обучающимися), функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивности.
Инклюзивная культура выражается в толерантном, гуманном, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений.
Формирование инклюзивной культуры в университете способствует созданию психологически безопасной и доброжелательной среды, что в целом, положительно сказывается на нравственных, этических, социально-экономических показателях развития нашего вуза.

Общие рекомендации профессорско-преподавательскому составу и студентам по взаимодействию с людьми:

С инвалидностью и ОВЗ
С нарушением опорно-двигательного аппарата
С нарушением слуха
C людьми с нарушением зрения
  • Если Вы хотите оказать помощь спросите, необходима ли она и как будет правильнее её оказать, если Вы что-то не поняли лучше уточните.
  • При общении с человеком, испытывающим трудности в общении будьте внимательны и терпеливы, не заканчивайте его фразы, а также не притворяйтесь, что поняли, если это не так.
  • Корректное общение предполагает знание речевого этикета, регламентирующего использование определенных понятий.
  • Так, слово инвалид определяющий социальный статус человека, как правило, используется только в нормативно правовых актах, а в повседневном общении рекомендуется использовать фразы «человек с инвалидностью», «люди с ограниченными возможностями здоровья». Считается некорректным использование слов: «глухой», «глухонемой» лучше заменить их на «неслышащий», «слабослышащий»; «человек с нарушением слуха и/или речи» или «человек с инвалидностью по слуху».
  • Аналогично слово «слепой» также считается не корректным, лучше заменить его на «человек с нарушением зрения», «незрячий» «слабовидящий» и другие нейтральные варианты.
  • Более корректным вариантом к слову «колясочник» являются фразы «человек на коляске» или «человек использующий кресло-коляску».
  • И главное о чем надо помнить, общаясь с людьми с ОВЗ, что перед вами находятся в первую очередь «люди», а не их инвалидность. Такой подход позволит не обидеть человека и выстроить с ним конструктивную коммуникацию.
  • При беседе с человеком, использующим инвалидную коляску или костыли, постарайтесь расположится так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне.
  • Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете как поступить в конкретной ситуации, спросите об этом своего собеседника. Главное, если Вы стремитесь быть понятым – Вас поймут.
  • Не смущайтесь, если использовали устоявшиеся выражения, такие как: «Увидимся!», «Вы слышали об этом...?».
  • Не бойтесь шутить. Хорошая шутка поможет наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же уважайте его.
  • Существует несколько типов и степеней снижения слуха, при которых способы общения могут отличаться. Если Вы не знаете, какой способ предпочтительнее, лучше спросите у собеседника. Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что Вы собираетесь ему что-то сказать – махните рукой или прикоснитесь к его плечу или его руке.
  • Начинайте говорить только после того, как он обернётся и посмотрит на Вас, установите зрительный контакт. Договоритесь о способе общения.
  • Жестовый язык не всегда необходим в общении с человеком, у которого снижен или отсутствует слух. Человек может уметь читать по губам, или слышать только одним ухом. Иногда удобнее общаться письменно. В связи с этим уточните, какой способ будет удобнее.
  • При необходимости сообщить информацию, включающую адрес, телефонный номер, технические данные или сложный термин, – используйте переписку, если человек демонстрирует плохое понимание словесного языка, то используйте как можно более простые фразы. Убедитесь, что вся информация получена и понята собеседником.
  • При общении через переводчика жестового языка, обращайтесь к самому собеседнику, а не к переводчику. Поддерживайте общение взглядами и мимикой. Разговаривая с человеком с нарушение слуха, смотрите прямо на него, – тогда он будет следить за выражением Вашего лица, для него это важно. Не затемняйте своё лицо, не загораживайте его.
  • Активно используйте выражение лица, жесты, телодвижения, когда хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
  • Следите за темпом своей речи, старайтесь говорить ясно и четко. Не нужно что-то излишне подчеркивать или кричать. Лучше смотреть собеседнику в лицо и говорить ясно и медленно, используя простые фразы и избегать несущественных слов. Не все слабослышащие умеют читать по губам, но виденье артикуляции в любом случае поможет собеседнику Вас понять.
  • Не говорите слишком громко, снижение слуха часто сопровождается повышением чувствительно к громким звукам. Если Вас просят что-то повторить, попробуйте перефразировать своё предложение.
  • Будьте терпеливы. Даже если человек с нарушением слуха пользуется слуховым аппаратом, ему приходится нелегко. Будьте терпеливы и добродушны.
  • Не забывайте о важной роли среды общения. В больших и многолюдных помещениях общаться труднее – часто мешают психологический дискомфорт, яркое солнце или полумрак, посторонние шумы.
  • Обращайтесь к незрячему человеку только, подойдя к нему и представившись. Тогда ему будет ясно, что говорят именно с ним. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего человека поддерживая его за руку. Передвигайтесь без рывков и резких движений, держите человека за свободную от трости руку. В переходе по лестнице, остановитесь перед ступеньками и дайте знать, что Вы начинаете движение.
  • Трость – отличительный признак незрячего человека. Помимо трости, незрячего человека может сопровождать собака-поводырь. Помните, собака поводырь необычное домашнее животное, поэтому не трогайте ее, не отдавайте ей команды и не играйте с ней.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли человеку помощь и в случае, если нужна, то уточните, какая именно и как правильнее будет её оказать.
  • Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку сиденья или подлокотник, чтобы он сам понял куда нужно сесть. При входе в новое помещение, можно кратко описать, что в нём находится, отметив явные невизуальные ориентиры.

Специальные рекомендации профессорско-преподавательскому составу по включению студентов в образовательный процесс:

С нарушением слуха
С нарушением зрения
  • Познакомьтесь со студентом и узнайте о его предыдущем опыте обучения, а также тактично поинтересуйтесь его возможностями работы с устной речью и другими звуковыми компонентами. Используйте наглядные средства и примеры.
  • Если студент не понял задание, постарайтесь переформулировать его более простым языком. Старайтесь предоставить материалы для подготовки заранее и постарайтесь понятно артикулировать. Поскольку неслышащие и слабослышащие студенты общаются в основном внутри своих сообществ, они чутко реагируют на действия и реакции людей без нарушений слуха.
  • Будьте доброжелательны, постарайтесь организовать такую образовательную среду, в которой студенты будут чувствовать, что их поддерживают и помогают в личном росте.
  • Познакомьтесь со студентом лично и спросите его об опыте в обучении. Узнайте о том, как был организован образовательный процесс, какие эффективные решения уже были найдены. Это поможет избежать страха в общении и предупредить многие вопросы.
  • Незрячие и слабовидящие студенты обучаются наравне со зрячими. Отсутствие зрения не означает потери интеллектуальных способностей. Зачастую в результате компенсации формируется сильная память, развитые навыки поиска информации, богатое воображение и творческий подход к решению нестандартных проблем, умение работать в условиях отсутствия информации или её дефицита.
  • Не стесняйтесь спросить у студента, что и в каких условиях он может видеть. Узнайте у студента, как он работает с информацией, какие источники информации для него доступны. Незрячие и слабовидящие студенты свободно пользуются компьютером и смартфоном. Word, Skype, базовые функции Excel и PowerPoint, электронная почта, социальные сети – перечень программ, которыми активно могут пользоваться незрячие студенты. Доступность специальных программ проверяется в каждом индивидуальном случае, для их освоения требуется чуть больше времени.
  • В учебном процессе необходимо использовать инструменты и предметы для фиксации информации: Брайлеровский прибор и тетрадь. Их могут использовать лишь студенты, владеющие шрифтом Брайля (лишь около 30% всех незрячих). Скорость письма немного ниже, шрифт Брайля – другой способ фиксации информации, а не другой язык, на нем могут быть записаны как тексты, так и уравнения, математические выкладки. Наиболее эффективные средства фиксации информации - компьютер и диктофон.
  • При работе с доской проговаривайте Ваши действия, которые важны для усвоения материала: что вы записываете, куда указываете, какие жесты совершаете.
  • При просмотре визуальных материалов постарайтесь предоставить описание или тифло-комментарий видеоряда. Это может быть сделано в виде группового анализа просмотренного и пересказа.
  • Работа в малых группах позволит студентам познакомиться друг с другом, узнать о сильных и слабых сторонах друг друга, а также грамотно распределить обязанности в ходе исполнения задания. Важно не снижать уровень сложности задания для незрячих студентов. Типы заданий, с которыми успешно справляются незрячие студенты: устные презентации, анализ невизуальных материалов (звуковой материал, аудиотекст или материальный анализ).
  • Постарайтесь предоставить информацию заранее: тексты для домашнего чтения, задания к семинарам. Это позволит незрячему студенты найти текст в удобном для себя формате. Незрячие и слабовидящие студенты могут сдавать экзамены в форме устной презентации, письменного ответа (на компьютере с использованием шрифта по Брайлю).