Карта возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья

Адаптация студентов с ОВЗ к учебно-воспитательному процессу является необходимым условием не только успешной деятельности студентов, но и обеспечивает подготовку студента к будущей профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что именно в процессе адаптации формируются навыки конструктивного общения, тайм - менеджмента, также умения рациональной организации умственной деятельности, формируется осознанное отношение к выбранной профессии, развиваются личностные и профессионально значимые качества.
Целям успешной адаптации студентов с ОВЗ к университету и вхождения в студенческий коллектив служит карта возможностей, разработанная Центром психологии и инклюзивного образования.
В его структуре два направления: первое знакомит с ресурсами университета для студентов с ОВЗ; второе направлено на подготовку студентов с ОВЗ к будущей профессиональной деятельности.
Ресурсы университета
Политикой университета в области качества предусмотрено развитие инклюзивного образования вузе, то есть безбарьерного для лиц с ОВЗ учебно-воспитательного процесса, а также доступности научных студенческих кружков и научных студенческих конференций. В связи с этим, в университете последовательно проводится работа, направленная на устранение всех барьеров, препятствующих участию студентов с ОВЗ во всех сферах жизнедеятельности университета.
Студенты с ОВЗ, обладая равными правами со всеми другими студентами университета, имеют право участвовать в деятельности органов студенческого самоуправления, а также в волонтерском движении и во всех формах воспитательных мероприятий.
Выбор остается за студентом, его трудности, отраженные в Атласе потребностей, планомерно реализуются ректоратом, а Атлас потребностей обновляется Центром психологии и инклюзивного образования.
Перечень творческих кружков, спортивных секций, студенческих клубов университета:
Студенческие клубы
  • Клуб Молодежное крыло «Jas Otan»
  • Клуб «Мәңгілік ел жастары»
  • Волонтерско - благотворительный клуб «Аялы Жүрек»
  • Клуб «Малая ассамблея народа Казахстана»
  • Интеллектуальный клуб «Спарта»
  • Клуб КВН
  • Киберспортивный клуб «Terra incognita»
  • Дебатный клуб «Ахмет Ұрпақтары»
  • Клуб семейных ценностей «Алтын Босаға»
  • Дебатный клуб «Парасат»
  • Волонтерско-патриотический клуб «Жеңіс ұрпақтары»
Творческие кружки
  • Студия «Өнер» (вокал и хореография)
  • Кружок «Эколайф»
  • Поэтический клуб «Балауса»
Спортивные секции, их деятельность координируется спортивным клубом «Сункар»
  • Баскетбол
  • Волейбол
  • Гиревой спорт
  • Самбо
  • Казақша-кұрес, шахматы, шашки
  • Дзюдо
  • Легкая атлетика
  • Лыжи
  • Президентское многоборье
Подготовка выпускников с ОВЗ к будущей профессиональной деятельности
Основной целью деятельности университета является подготовка конкурентно способных специалистов, востребованных рынком труда. Над реализацией этой цели настойчиво и последовательно работают все выпускающие кафедры университета. Учитывая особые потребности студентов с ОВЗ Центром психологии и инклюзивного образования, проводится дополнительная работа с этой категорией студентов по формированию основных навыков и умений, необходимых для поиска работы и трудоустройства, а также обеспечивается социально-психологическое сопровождение студентов с ОВЗ до их трудоустройства.
В рамках социально-психологического сопровождения студенты получают консультации о базах практик, а также проводятся обучающие семинары по составлению резюме, портфолио, развитию навыков самопрезентации, выбора стратегии конструктивного общения с работодателем.
Завершая обучение в университете и выбирая место будущей работы, студенты с ОВЗ могут поставить перед собой одну из следующих целей
  • Найти высокооплачиваемую работу;
  • найти работу по специальности;
  • найти статусную работу;
  • найти работу, обеспечивающую карьерный рост;
  • найти работу рядом с местом проживания;
  • найти работу с удобным графиком.
Таким образом, цель будет определять выбор места будущей работы.
Основные пути поиска работы
Cпециализированные государственные организации
Сайты по трудоустройству
  • Информация из газет, радио, ТВ, интернета, рекламных объявлений
  • Поиск в социальных сетях
  • Непосредственное обращение к работодателю
  • Самостоятельный поиск
  • Поиск через специализированные государственные организации
  • Обращение к родственникам, друзьям, знакомым и т.д.
  • Центр карьеры и трудоустройства КРУ им. А. Байтурсынова.
  • Центры и службы занятости, агентства по трудоустройству.
  • Enbek.kz
  • OLX.kz
  • www.qov.kz
  • HH. ru
  • Avito.ru
Шаги к трудоустройству
  • Изучение рынка труда по своей специальности
  • Составление резюме и портфолио
  • Собеседование с потенциальным работодателем и самопрезентация
Причины неудач в процессе трудоустройства, несвязанные с профессиональной подготовкой:
  • Незнание технологии поиска работы;
  • Поиск работы в «последний момент», когда выпускники вузов получают дипломы и одновременно ищут работу;
  • Использование одного варианта поиска работы;
  • Безграмотное составление резюме или его отсутствие;
  • Пассивное ожидание приглашения после рассылки резюме.
Рекомендации по составлению резюме
Резюме одно из самых эффективных средств саморекламы, является своеобразной визитной карточкой человека, желающего заявить о себе на рынке труда. Посредством резюме работодатель заочно знакомится с соискателем и осуществляет предварительный отбор кандидатов.
Цель резюме в том, чтобы привлечь внимание к себе при первом, как правило, заочном знакомстве; произвести благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить на личную встречу.
Резюме должно способствовать решению трех важнейших задач:
  • оно должно быть составлено так, чтобы являлось источником биографических данных кандидата и информации о его профессиональном опыте;
  • давало дополнительные сведения, которые заинтересуют работодателя и позволят подготовиться к проведению полноценного интервью с Вами;
  • отвечало на вопрос, соответствует ли кондидат требованиям, установленным работодателем для данной работы.
Формы резюме
Рекомендации по прохождению собеседования с потенциальным работодателем
Структура резюме
  • Функциональное - делается акцент на образовании и специальных знаниях и навыках.
  • Хронологически-функциональное - используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, в нем в то же время сохраняется хронологическая последовательность изложения трудового стажа и образования.
  • Целевое - заполняется тогда, когда внимание сосредотачивается на соискании определенной должности и запрос подкрепляется изложением знаний и способностей, соответствующих этой должности.
Собеседование – это беседа равных людей, у каждого есть своя позиция, имеющая право на существование и определенный круг интересов, который может стать общим. Собеседование при приеме на работу нужно рассматривать как переговоры о потенциальном сотрудничестве.
Важно помнить, что собеседование – это тренировка и она не влияет на самоценность соискактеля. Осознание соискателем себя как товара на рынке труда приземляет неадекватные амбиции (завышенные или заниженные), делает соискателя логичным и разумным в оценке собственных сил и возможностей.
Выстраивая партнерские отношения с работодателем во время собеседования, соискателю важно:
  • во-первых, преподносить себя как зрелую и сформировавшуюся личность, осознающую свою ценность и индивидуальность, что даст Вам шансы на успех и у собеседника сформируется положительное впечатление.
  • во-вторых, проще принимать отказ, т.к. он в данном случае будет следствием несовпадения взглядов, что никак не может принизить Вашего достоинства. Вы опираетесь на свои достоинства и демонстрируете конкурентные преимущества.
Типичные ошибки во время собеседования:
  • опоздание;
  • несоответствующая цели общения одежда;
  • неотключенный мобильный телефон;
  • зажатость и стеснительность;
  • незнание компании – работодателя;
  • незнание своих сильных и слабых качеств личности.
Персональная информация
  • фамилия, имя , отчество
  • контактная информация (адрес, электронная почта, телефон)
  • фото (фото соискателя должно быть позитивным)
  • дата рождения
Ключевые компетенции
  • то, что вы делаете более результативно
  • то, в чем у вас самый большой опыт
Профессиональный опыт
  • название организации
  • описание организации (сайт компании, описание бизнеса, количество сотрудников, ключевые клиенты)
  • период работы
  • должность
  • число подчиненных
  • функции
  • достижения
Образование
  • название учебного заведения
  • полученая специальность в вузе
  • ученая степень
Дополнительное образование (тренинги, курсы, повышение квалификации):
  • учебное заведение
  • название курсов
  • даты
  • объём учебных часов
Дополнительная информация
  • личные качества
  • знание иностранных языков
  • уровень компьютерной компетентности
  • увлечения, интересы
  • семейное положение
Самопрезентация - это мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении. Успешность самопрезентации связана с работой над имиджем. Имидж – это направленное формирование впечатления о себе.
Как уверенно себя презентовать?
  • Придя в офис, будьте со всеми вежливыми и терпеливыми. Добросовестно заполняйте все анкеты и формуляры, которые Вам предложат.
  • Большое значение имеет то, какое впечатление создастся о человеке в первые минуты встречи. Осанка должна быть ровной, голова поднятой, плечи расправленными, взгляд уверенным, внешний вид опрятным, следует отдать предпочтение деловому стилю.
  • Представьтесь в начале собеседования. Поинтересуйтесь, как зовут собеседника. Держите зрительный контакт. Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая собеседника.
  • Необходимо потренировать свой голос. Это очень важно, ведь основой самопрезентации как раз и является рассказ о себе. Речь должна быть спокойной и разборчивой. Если Вы не уверены, что хорошо поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить («Правильно ли я понял, что…»). Избегайте многословия, отвечайте по существу.
  • Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачника или бедствующего человека; однако воздержитесь от вызывающей манеры поведения.
  • Задавая вопросы, прежде всего интересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения. Избегайте на первом этапе собеседования задавать вопросы об оплате труда.
  • Ни в коем случае нельзя оставлять телефон в режиме звука, иначе зазвонив, он отвлечет внимание. Нужно показать всем свою заинтересованность в общении.
  • Внимательно нужно следить за своей жестикуляции. Нельзя скрещивать руки или ноги, ерзать на стуле, отводить глаза.
  • Столкнувшись с необходимостью дать негативную информацию о себе, не отрицайте факты, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их положительной информацией о себе. Однако, не стоит слишком сильно проявлять эмоциональность. Улыбаться можно тогда, когда это действительно уместно.
  • Обязательно уточните, как Вы узнаете о результате собеседования, постарайтесь обговорить право позвонить самому. Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.