Карта возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья
Адаптация студентов с ОВЗ к учебно-воспитательному процессу является необходимым условием не только
успешной деятельности студентов, но и обеспечивает подготовку студента к будущей профессиональной
деятельности. Это объясняется тем, что именно в процессе адаптации формируются навыки
конструктивного общения, тайм - менеджмента, также умения рациональной организации умственной
деятельности, формируется осознанное отношение к выбранной профессии, развиваются личностные и
профессионально значимые качества.
Целям успешной адаптации студентов с ОВЗ к университету и вхождения в студенческий коллектив служит
карта возможностей, разработанная Центром психологии и инклюзивного образования.
В его структуре два направления: первое знакомит с ресурсами университета для студентов с ОВЗ;
второе направлено
на подготовку студентов с ОВЗ к будущей профессиональной деятельности.
Ресурсы университета
Политикой университета в области качества предусмотрено развитие инклюзивного образования вузе, то
есть безбарьерного для лиц с ОВЗ учебно-воспитательного процесса, а также доступности научных
студенческих
кружков и научных студенческих конференций. В связи
с этим, в университете последовательно проводится работа, направленная на устранение всех
барьеров, препятствующих участию студентов с ОВЗ во всех сферах жизнедеятельности университета.
Студенты с ОВЗ, обладая равными правами со всеми другими студентами университета, имеют право
участвовать в деятельности органов студенческого самоуправления, а также в волонтерском движении и
во всех формах воспитательных мероприятий.
Выбор остается за студентом, его трудности, отраженные в Атласе потребностей, планомерно
реализуются ректоратом, а Атлас потребностей обновляется Центром психологии и инклюзивного
образования.
Перечень творческих кружков, спортивных секций, студенческих клубов
университета:
Студенческие клубы
- Клуб Молодежное крыло «Jas Otan»
- Клуб «Мәңгілік ел жастары»
- Волонтерско - благотворительный клуб «Аялы Жүрек»
- Клуб «Малая ассамблея народа Казахстана»
- Интеллектуальный клуб «Спарта»
- Клуб КВН
- Киберспортивный клуб «Terra incognita»
- Дебатный клуб «Ахмет Ұрпақтары»
- Клуб семейных ценностей «Алтын Босаға»
- Дебатный клуб «Парасат»
- Волонтерско-патриотический клуб «Жеңіс ұрпақтары»
Творческие кружки
- Студия «Өнер» (вокал и хореография)
- Кружок «Эколайф»
- Поэтический клуб «Балауса»
Спортивные секции, их деятельность координируется спортивным клубом «Сункар»
- Баскетбол
- Волейбол
- Гиревой спорт
- Самбо
- Казақша-кұрес, шахматы, шашки
- Дзюдо
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Президентское многоборье
Подготовка выпускников с ОВЗ к будущей профессиональной деятельности
Основной целью деятельности университета является подготовка конкурентно
способных специалистов, востребованных рынком труда. Над реализацией этой цели настойчиво и
последовательно работают все выпускающие кафедры университета. Учитывая особые потребности
студентов с ОВЗ Центром психологии и инклюзивного образования, проводится дополнительная работа с
этой категорией студентов по формированию основных навыков и умений, необходимых для поиска работы
и трудоустройства, а также обеспечивается социально-психологическое сопровождение студентов с ОВЗ
до их трудоустройства.
В рамках социально-психологического сопровождения студенты получают
консультации о базах практик, а также проводятся обучающие семинары по составлению резюме,
портфолио, развитию навыков самопрезентации, выбора стратегии конструктивного общения с
работодателем.
Завершая обучение в университете и выбирая место будущей работы, студенты с ОВЗ могут поставить перед собой одну из следующих целей
- Найти высокооплачиваемую работу;
- найти работу по специальности;
- найти статусную работу;
- найти работу, обеспечивающую карьерный рост;
- найти работу рядом с местом проживания;
- найти работу с удобным графиком.
Таким образом, цель будет определять выбор места будущей работы.
Основные пути поиска работы
Cпециализированные государственные организации
Сайты по трудоустройству
- Информация из газет, радио, ТВ, интернета, рекламных объявлений
- Поиск в социальных сетях
- Непосредственное обращение к работодателю
- Самостоятельный поиск
- Поиск через специализированные государственные организации
- Обращение к родственникам, друзьям, знакомым и т.д.
- Центр карьеры и трудоустройства КРУ им. А. Байтурсынова.
- Центры и службы занятости, агентства по трудоустройству.
- Enbek.kz
- OLX.kz
- www.qov.kz
- HH. ru
- Avito.ru
Шаги к трудоустройству
- Изучение рынка труда по своей специальности
- Составление резюме и портфолио
- Собеседование с потенциальным работодателем и самопрезентация
Причины неудач в процессе трудоустройства, несвязанные с профессиональной
подготовкой:
- Незнание технологии поиска работы;
- Поиск работы в «последний момент», когда выпускники вузов получают дипломы и одновременно ищут работу;
- Использование одного варианта поиска работы;
- Безграмотное составление резюме или его отсутствие;
- Пассивное ожидание приглашения после рассылки резюме.
Рекомендации по составлению резюме
Резюме одно из самых эффективных средств саморекламы, является своеобразной визитной
карточкой
человека, желающего заявить о себе на рынке труда. Посредством резюме работодатель заочно
знакомится с соискателем и осуществляет предварительный отбор кандидатов.
Цель резюме в том, чтобы привлечь внимание к себе при первом, как правило, заочном
знакомстве;
произвести благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить на личную встречу.
Резюме должно способствовать решению трех важнейших задач:
- оно должно быть составлено так, чтобы являлось источником биографических данных кандидата и информации о его профессиональном опыте;
- давало дополнительные сведения, которые заинтересуют работодателя и позволят подготовиться к проведению полноценного интервью с Вами;
- отвечало на вопрос, соответствует ли кондидат требованиям, установленным работодателем для данной работы.
Формы резюме
Рекомендации по прохождению собеседования с
потенциальным работодателем
Структура резюме
- Функциональное - делается акцент на образовании и специальных знаниях и навыках.
- Хронологически-функциональное - используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, в нем в то же время сохраняется хронологическая последовательность изложения трудового стажа и образования.
- Целевое - заполняется тогда, когда внимание сосредотачивается на соискании определенной должности и запрос подкрепляется изложением знаний и способностей, соответствующих этой должности.
Собеседование – это беседа равных людей, у каждого есть своя позиция, имеющая
право на существование и определенный круг интересов, который может стать общим.
Собеседование при приеме на работу нужно рассматривать как переговоры о потенциальном
сотрудничестве.
Важно помнить, что собеседование – это тренировка и она не влияет на самоценность
соискактеля.
Осознание соискателем себя как товара на рынке труда приземляет неадекватные амбиции
(завышенные или
заниженные), делает соискателя логичным и разумным в оценке собственных сил и
возможностей.
Выстраивая партнерские отношения с работодателем во время собеседования, соискателю важно:
- во-первых, преподносить себя как зрелую и сформировавшуюся личность, осознающую свою ценность и индивидуальность, что даст Вам шансы на успех и у собеседника сформируется положительное впечатление.
- во-вторых, проще принимать отказ, т.к. он в данном случае будет следствием несовпадения взглядов, что никак не может принизить Вашего достоинства. Вы опираетесь на свои достоинства и демонстрируете конкурентные преимущества.
Типичные ошибки во время собеседования:
- опоздание;
- несоответствующая цели общения одежда;
- неотключенный мобильный телефон;
- зажатость и стеснительность;
- незнание компании – работодателя;
- незнание своих сильных и слабых качеств личности.
Персональная информация
- фамилия, имя , отчество
- контактная информация (адрес, электронная почта, телефон)
- фото (фото соискателя должно быть позитивным)
- дата рождения
Ключевые компетенции
- то, что вы делаете более результативно
- то, в чем у вас самый большой опыт
Профессиональный опыт
- название организации
- описание организации (сайт компании, описание бизнеса, количество сотрудников, ключевые клиенты)
- период работы
- должность
- число подчиненных
- функции
- достижения
Образование
- название учебного заведения
- полученая специальность в вузе
- ученая степень
Дополнительное образование (тренинги, курсы, повышение квалификации):
- учебное заведение
- название курсов
- даты
- объём учебных часов
Дополнительная информация
- личные качества
- знание иностранных языков
- уровень компьютерной компетентности
- увлечения, интересы
- семейное положение
Самопрезентация - это мотивированный и
организованный процесс
предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении. Успешность
самопрезентации связана с работой над имиджем. Имидж – это направленное
формирование
впечатления о себе.
Как уверенно себя презентовать?
- Придя в офис, будьте со всеми вежливыми и терпеливыми. Добросовестно заполняйте все анкеты и формуляры, которые Вам предложат.
- Большое значение имеет то, какое впечатление создастся о человеке в первые минуты встречи. Осанка должна быть ровной, голова поднятой, плечи расправленными, взгляд уверенным, внешний вид опрятным, следует отдать предпочтение деловому стилю.
- Представьтесь в начале собеседования. Поинтересуйтесь, как зовут собеседника. Держите зрительный контакт. Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая собеседника.
- Необходимо потренировать свой голос. Это очень важно, ведь основой самопрезентации как раз и является рассказ о себе. Речь должна быть спокойной и разборчивой. Если Вы не уверены, что хорошо поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить («Правильно ли я понял, что…»). Избегайте многословия, отвечайте по существу.
- Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачника или бедствующего человека; однако воздержитесь от вызывающей манеры поведения.
- Задавая вопросы, прежде всего интересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения. Избегайте на первом этапе собеседования задавать вопросы об оплате труда.
- Ни в коем случае нельзя оставлять телефон в режиме звука, иначе зазвонив, он отвлечет внимание. Нужно показать всем свою заинтересованность в общении.
- Внимательно нужно следить за своей жестикуляции. Нельзя скрещивать руки или ноги, ерзать на стуле, отводить глаза.
- Столкнувшись с необходимостью дать негативную информацию о себе, не отрицайте факты, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их положительной информацией о себе. Однако, не стоит слишком сильно проявлять эмоциональность. Улыбаться можно тогда, когда это действительно уместно.
- Обязательно уточните, как Вы узнаете о результате собеседования, постарайтесь обговорить право позвонить самому. Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.
Наши контакты
Адрес: г.Костанай, ул. Байтурсынов, 47, главный корпус.
- каб. 106 - Центр психологии и инклюзивного образования.
Телефон: 51-11-63
E-mail: centrepsy_inclusion@mail.ru
каб. 229 - ОО «Доступное образование для студентов-инвалидов»
Телефон: +7-705-134-1976
E-mail: lvsark@mail.ru