История развития инклюзивного образования в КРУ имени А. Байтурсынова

К десятилетию независимости Республики Казахстан в октябре 2001 г. в университете был образован Центр инклюзивного образования (далее Центр) и на обучение было принято 29 человек с инвалидностью, которые самостоятельно выбирали специальности и формы обучения. Руководителем Центра была назначена Саркисян Л.В. – кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии, директор Института профессионального развития. Первые четыре года все студенты обучались за счет внебюджетных средств университета; в 2005 году спонсорами выступили все преподаватели и сотрудники университета, перечислившие свой однодневный заработок для оплаты за обучение всех студентов с инвалидностью; в 2006 году спонсировали обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) члены НДП КОФ «Нур Отан», что позволило сохранить этот проект. С 2007 года и по настоящее время все студенты с ОВЗ обучаются за счет средств Коcтанайского областного и районных бюджетов.

Целью деятельности Центра было и остаётся содействие студентам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в получении высшего профессионального образования для успешной интеграции в общество. Для этого Центром инициировались проекты, направленные на материальную поддержку студентов с ОВЗ, обеспечение их персональными компьютерами, научной и учебной литературой. Большое внимание уделялось вопросам социальной адаптации студентов с ОВЗ, развитию их творческой инициативы, для чего студентов с инвалидностью вовлекали в реализацию творческих проектов «Путь к успеху», «От сердца к сердцу». Кроме того, осуществлялось нравственно-эмоциональная поддержка студентов с ОВЗ, партнерство с их семьями.

Весь процесс обучения студентов с ОВЗ в университете сопровождался психолого-педагогической поддержкой, направленной на их личностный рост, развитие стрессоустойчивости, формирование навыков эффективной коммуникации в социальной среде. Кроме того, Центром инклюзивного образования совместно с кафедрой психологии проводилось индивидуальное психологическое консультирование и тренинговая работа.

В 2004 году сотрудниками Центра инклюзивного образования и волонтерами было образовано общественное объединение «Доступное образование для студентов-инвалидов», что позволило расширить направления деятельности Центра и участвовать в качестве исполнителей в социально-значимых проектах в рамках государственного социального заказа, направленного на трудоустройство выпускников с ОВЗ. В ходе реализации этих проектов осуществлялась целенаправленная работа по формированию у выпускников с ОВЗ навыков поиска работы и составления резюме; подготовка к собеседованию при устройстве на работу. Ежегодно совместно с партнерами Центра: НДФ КОФ «НУР Отан», ГУ «Управление координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области» и представителей бизнес структур проводились ярмарки трудоустройства, на которых, как правило, 30-50 % выпускников с ОВЗ заключали договоры с работодателями.

В 2020 году решением ректората Центр инклюзивного образования был включен в качестве подразделения в структуру Центра психологии университета и теперь называется Центр психологии и инклюзивного образования. Это позволило расширить задачи и направления его деятельности, в числе которых основными являются следующие:

  • Пополнение банка данных студентов с ОВЗ - выпускников и обучающихся с целью содействия их социальной адаптации.
  • Проведение обучающих онлайн семинаров для ППС сотрудников и студентов по актуальным проблемам инклюзивного образования в вузе.
  • Мониторинг проблемы удовлетворенности студентов с ОВЗ безбарьерной архитектурной средой и условиями обучения в университете.
  • Содействие развитию информационно-технологической и материальной базы инклюзивного обучения.
  • Психолого-педагогическое сопровождение и консультирование студентов с ОВЗ, в том числе онлайн консультирование.
  • Проведение Дней осведомленности, направленных на формирование толерантного отношения студентов и ППС к проблемам студентов с ограниченными возможностями здоровья, защиту их прав и достоинства, а также на формирование инклюзивной культуры у студентов и проподавателей университета.
  • Организация в вузе волонтерской деятельности по сопровождению и поддержке сокурсников с ОВЗ и инвалидностью.

В сентябре 2020 г. в Политику университета в области качества было включено развитие инклюзивного образования как одного из приоритетов деятельности. Кроме того, в квалификационные требования ППС была включена инклюзивная компетентность.

С 4 ноября 2020 г. Институтом дистанционного обучения и дополнительного образования КРУ имени А. Байтурсынова были организованы курсы повышения квалификации АУП и ППС университета по теме "Психолого-педагогическое спопровождение инклюзивного образования в вузе". Программа этого курса была разработана на основе модулей проекта Эрасмус+ DECIDE "Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями". Обучение на казахском и русском языках прошли 142 человека. Эти курсы будут проводится ежегодно.

13 января 2021г. решением ректора была утверждена Дорожная карта развития инклюзивного образования в КРУ им. А. Байтурсынова до 2025 г., в которой определены цели, задачи и содержание деятельности по всем направлениям развития инклюзии в вузе.

В апреле 2021 г. в рамках академической мобильности и международного партнерства учебная дисциплина "Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования" была реализована в онлайн формате в государственном технологическом университете города Орехово-Зуево Московской области (Россия). Обучение прошли 29 человек. Эта дисциплина была разработана в рамках проекта Эрасмус+ DECIDE.

В настоящее время в КРУ им. А. Байтурсынова обучается 32 студента по 17 образовательным программам . Всего за 20 лет деятельности Центра инклюзивного образования – 411 выпускников с ОВЗ получили высшее образование, в том числе и студенты из других вузов, примкнувших к проекту «Доступное образование для студентов-инвалидов».

Деятельность Центра широко освещается на страницах средств массовой информации, на телевидении и в социальных сетях.